Тревожные сны
«Меня в детстве покусала собака. Сколько лет прошло, а я порою просыпаюсь в ужасе потому, что за мной во сне бежит пёс. Можно ли что-то сделать?». Этот запрос отправляет нас в овеянную мифами и предрассудками страну сновидений. Совершим же эту увлекательную экскурсию.
Сны, грёзы, видения. Предметы, за которые ведут сражения мистики и сторонники психоанализа. Первые убеждены в том, что каждый сон наполнен подсказками свыше, из иных миров. И приводят конкретные разрозненные факты пророческих сновидений. Вторые убеждены в том, что приснившиеся человеку образы – лишь следствие его накопленного опыта или неразрешённых проблем. И находят истоки страхов, волнений, гнева, влечений в прошлом, сопоставляя его с набором стандартных ассоциаций. Но кому верить? Это вопрос личной веры. В любом случае наш сон – это часть нашей жизни. Его можно по-разному истолковывать, но душа примет то объяснение, которое ей ближе. А вот что делать с тревожными снами – давайте разбираться.
Существует ряд психологических методик работы с образами сновидений. Да, именно активной работы. Если уж наше подсознание может облечь наши страхи, недоплаканные горести, предчувствия и желания в понятные именно нам формы и действия, то представьте, что же может наше сознание?! Представили? А теперь за дело.
Представим, что у человека есть тревожный повторяющийся сон. То есть фактически некая ситуация, обстановка и события которой вызывают у него негативные чувства: страх, панику, злость, обиду, вину. При этом это чувство заставляет его просыпаться среди ночи, а пережитые волнения ещё долго не дают уснуть. Если человек ко всему прочему склонен к мнительности, он в ежедневной будничной круговерти ищет воплощения ночных видений: фактически выбирает их из всех предоставляемых судьбой вариантов. И, конечно же, находит. Да, к тому же, не стоит сбрасывать со счетов накапливающееся недосыпание, медленно подтачивающее организм.
Именно поэтому важно работать со сновидениями. Для этого необходимо принять два постулата. Во-первых, в любом вашем сне вы – самостоятельная личность. Во-вторых, как самостоятельная личность вы можете направлять даже свой сон. И все внушения (в том числе во сне) возможны только с вашего согласия. А теперь давайте рассмотрим несколько примеров работы с образами сновидений из практики.
Каждый раз всё начинается с того, что человек подробно вспоминает свой сон. Затем мы вместе обсуждаем, что же в этом сне пугающего, не уютного, не приятного. Сугубо внешне. Как правило, это нечто тёмное, большое, окутанное во мрак. Далее начинается работа по изменению сценария. Предлагаем клиенту представить свой сон так, как будто он снится сейчас. Устроились поудобнее, по желанию закрыли глаза и – вперёд! Ходим, осматриваемся, прислушиваемся к ощущениям. Я очень часто (почти после каждого представленного образа) уточняю: какое чувство вы испытываете глядя на это? Если где-то возникает тревога, страх, злость – останавливаемся. Осмотревшись ещё раз, начинаем менять образы и обстановку так, чтобы пришло чувство комфорта. Здесь включим фонарь, заглянем за угол, чтобы убедиться, что там никого нет, проверим крепкий замок на двери, выглянем в окно и т.д. Если же нам встречается некто страшный, косматый, когтистый, зубастый – мы можем изменить и его самого. Например, перекрасить в нежно-розовый цвет в голубой цветочек. Или меняем его размер до размеров спичечного коробка. «Так это не крокодил. Это, всего лишь, маленький крокодилёнок. И вовсе не страшный. Наоборот: испуганный и беззащитный». Можно и просто пойти на встречу, «посмотреть в глаза чудовищу». Парадокс, но наши страхи преимущественно сами бояться, когда мы на них наседаем. И охотник меняется с добычей местами. А наши страхи бегут от нас.
Больше изобретательности нужно применить в случае преследующего во сне стихийного бедствия. В этих случаях следует внести в ситуацию атрибуты спасения и пройти её до положения полной безопасности. Представить дверь, лестницу, спасательный круг, катер, автомобиль, самолёт, космический корабль (реалии времени!), который помогает выбраться из затруднительной ситуации, спастись самому и не допустить потери родных и близких. Иногда полезно остановиться и вспомнить, что все навыки для спасения имеются. Следует обратить внимание не только на ситуацию, но на чувства с ней связанные. Страх, конечно же, будет присутствовать. Но чего именно боится человек. Согласитесь, что «… и я сама сейчас могу погибнуть» и «… паникую оттого, что теряю самого близкого человека» разительно отличаются.
И, в связи с этим, перейдём к вопросу встречи во сне с ушедшими от нас людьми. В этом случае так же следует начать с формулирования причин беспокойства. Одни бояться того, что их заберут в мир иной. Им достаточно проиграть сцену уверенного отказа. Других снедает чувство вины либо обиды. Здесь необходимо высказать гнетущие переживания тому, для кого они предназначены (техника близкая к «пустой стул»). И обязательно обращать внимание на эмоции «собеседника»: изменение взгляда, мимики, жестов. Аналогично можно работать с «обидчиком из детства», «бывшим начальником» и т.д.
Задача эта не простая, требующая навыков работы с образами. Поэтому большего эффекта можно добиться, проводя её с психологом, имеющим опыт в работе со снами. Но, если после знакомства с этим материалом, вы сможете сказать самому себе среди ночи: «Стоп! Это мой сон! И я в нём хозяин!» - это будет вашей личной победой. Впрочем, выбор, как всегда, за вами.
Символическое действие
«Ай, деточка! Что: зацепился ногой и упал? Плохой табурет! Накажем его. Вот сейчас побьём». Знакомая ситуация? Наверняка. Но за столь наивным примером скрывается целый пласт психологических техник. Потому сегодня я предлагаю вам поговорить о символических действиях.
Вернёмся к приведённому примеру. Не уверенно ещё шагающий малыш зацепился за ножку табурета и упал. Боль, обида и испуг грозят слезами. И родитель, как правило, желает их предотвратить. Как? Перевести внимание. Например – на табурет. Направить на него возникшие сильные эмоции. Создать у ребёнка чувство защищённости. Пусть за его несовершенное умение ходить ответит деревяшка. Ей – безразлично, а у ребёнка испуг и обида не выльются в плачь. Таким образом, родитель создаёт символ виновного в недоразумении. Такая малая ложь во спасение.
Но это пример из совсем уж раннего возраста. Возможности же метода намного шире. Где ещё может пригодиться символическое действие? Собственно, потребность в нём возникает тогда, когда выразить чувства непосредственно тому, кому они адресованы, не представляется возможным. В подобных случаях на смену желанному объекту приходит создаваемый нами символ.
Притом на него могут быть излиты, как приятные и возвышенные, так и негативные эмоции. Ибо и то, и другое – крайности, способные ухудшить ваши отношения либо его авторитет среди окружающих. Рассмотрим же практические моменты на примерах.
Произошёл конфликт, после которого остались злость, обида, ущемлённое чувство собственного достоинства. Но жизненная ситуация такова, что ваш оппонент либо не захотел вас выслушать, либо откровенный разговор с ним чреват опасностью для вашей жизни, здоровья, карьеры, семейных отношений. А копоть на душе осталась. И не реализованные страсти кипят. Остановитесь и задайте себе вопрос: что бы вы хотели сделать в отношении этого человека? Высказать в лицо свои претензии? Ищите символ. Портрет, предмет который имеет к нему какое-то отношение. Подойдёт и просто пустой стул, на котором его можно вообразить. Лишь бы вас никто не смущал своим присутствием. А теперь – за дело: всё, что накипело на душе, не стесняясь в выражениях. Когда душа ощутит лёгкость, избавившись от чувства неудовлетворённости, вы сможете спокойно найти выход из создавшейся ситуации. При этом от негативных эмоций вы будите свободны.
Если же ваше раздражение в данной ситуации доходит до гнева, можно применить другую тактику. Возьмите листок бумаги и обозначьте на нём (названием либо рисунком) то, что вас крайне раздражает, вызывает злость, гнев, ужас и тому подобные сильные чувства. Внимательно прислушайтесь к голосу сердца. Задайте себе вопрос: эти чувства вызваны именно этим человеком, этой ситуацией или наслоились на другие тягостные обстоятельства? Уточните: правильно ли вы определили источник душевных терзаний. Затем совершите над этим листком символическое действие, устраняющее либо нейтрализующее данное явление. Скомкайте, выбросите, порвите, сожгите, запечатайте в конверт (возьмите под контроль), перечеркните, сотрите ластиком. Для подобных целей в офисах крупных японских компаний в конце прошлого века было рекомендовано устанавливать чучело для битья. Теперь посмотрим на полученный эффект. Прислушайтесь к своим ощущениям. Стало ли теплее и свободнее на душе? Если всё так, то цель достигнута. Душевное равновесие восстановлено.
Но не только в преодолении негативных чувств может помочь вам символическое действие. С его помощью можно выражать и поддерживать симпатию, доброжелательность и любовь к тем, кто находится на недосягаемом расстоянии (социально или географически). И это проблема не меньшая. «Храните фотографии любимых». А так же подарки, как символ ваших отношений. Бывайте в вашем любимом месте для прогулок. Здесь точно так же применим приём мысленного обращения. А символ способен оживить в вашей душе образ дорогого человека. Потому родители бережно хранят вещи давно уже выросших и разъехавшихся детей. А кто-то перечитывает старые письма. Некоторые имеют талисман, счастливый костюм – нечто связывающее с периодом счастья и воодушевления. Недавно объявили о создании телефона, способного передать ощущение поцелуя вместе с сообщением. Вот уж символизм. Таким образом, в душе поддерживается вера в повторение приятных мгновений, черпаются силы из прошлого.
И ещё об одном аспекте символических действий непременно нужно упомянуть. Это ситуация, когда всё наболевшее уже не возможно довести до адресата. Я говорю о потерях родных и близких. Помимо всего выше сказанного в подобных случаях можно символично перенести чувства на другой объект. Посадить деревце в память об ушедшем в небытие человеке и дарить ему такое же тепло и внимание, какое предназначалось бы для него, не случись этой утраты. Впрочем, вариантов множество.
Разумеется, данный подход не является универсальным средством. И следует учесть, что подобная работа над эмоциями эффективнее проходит под руководством опытного специалиста. Но, как показывает практика, многим приносит облегчение, помогает избавиться от не пережитого горя. Впрочем, выбор, как всегда, за вами.
Желание перемен
«Я уже давно хочу сменить место работы. Но всё никак не могу решиться. И ведь порою невмоготу от бессмысленности и безысходности, а бросить жалко, да и боязно. Как быть?». Вот такой запрос. Увы, за последние годы тема эта не только не потеряла актуальности, но, напротив, обострилась. С одной стороны вереница модернизаций и реформирований всё более тяготит. Но ведь и риски уже не те, что в былые годы. Вот и чувства распаляются всё больше и больше. Присмотримся же к этой проблеме повнимательнее.
Итак, в душе нашего клиента борются противоречивые чувства: «уже невмоготу» и «жалко и боязно». Что можно сказать по этому поводу? По крайней мере, что это восприятие мира конкретным человеком. У каждого оно индивидуально. У него – вот такое. Есть ли реальная проблема? Наверняка. Но часть его сотрудников смирилось с трудностями и неразберихой. Некоторые (самые инициативные) уже перешли на новое место. А наш клиент пока не определился с выбором и, видимо, устал от колебаний.
Что же его так гнетёт? По его собственным словам – ощущение бессмысленности и безысходности. Что может за этим стоять? Авторитарный либо, напротив, попустительский стиль руководства, например. И увеличение объёмов работы. И бюрократические требования к оформлению каждого действия. И постоянные угрозы сокращения, банкротства, снижения заработной платы. И общение в коллективе, где остались только занудные жалобщики на превратности судьбы. И формально-пренебрежительное отношение к качеству продукции: было бы количество – да и ладно. И обезличивание результатов труда. Мало ли ещё что! Да, это всё есть. Притом – у большинства. Только в разных пропорциях.
Но данному конкретному человеку от этого не легче. Он этим набором тяготиться. И верит, что где-то есть труд, преисполненный смысла и перспектив. Не случайно ведь он хочет именно «сменить место работы», а не бежать сломя голову. А, видимо, примеры успехов на ниве поиска лучших мест он знает. Но…
Сколь ни заманчиво выглядят перемены, а решительности недостаёт. «Бросить жалко, да и боязно». Что же удерживает? Во-первых, привычка. Если присмотреться: и начальство, и сослуживцы, и сама работа, и даже дорога до неё и обратно – всё такое привычное, практически родное. Пусть не уютно, но стабильно. Возможно и в коллективе с кем-то отношения дружеские, которыми не разбрасываются. А к новому месту ещё привыкать, приноравливаться придется.
Во-вторых, нет гарантий в востребованности на каком-либо другом месте. Оно и понятно, если долго пугали конкуренцией, оптимизацией и новыми требованиями. Да ещё прижилось в душе то самое ощущение бессмысленности и безысходности. Возможно, пришло к человеку чувство собственной ничтожности и неудачливости. «Да, там – хорошо. Да только нужен ли я там?».
В-третьих, я упомяну надежду на улучшение. Ибо неистребима у наших людей вера в то, что всё как-нибудь образуется. А раз так – зачем же пускаться в путь навстречу неизвестности.
Так что же делать в подобной ситуации? Видимо стоит остановиться среди окружающей суеты и задать себе вопрос: остаюсь или ухожу? Помните, что любое принятое решение (принятое, собственно, желаниями) ваш разум в ту же секунду обоснует. Ибо подкрепить логичными доводами можно всё. Потому необходимо сделать выбор. А теперь – по одной из двух дорог.
Вы решаете остаться. А, следовательно, перестаёте мучить себя терзаниями о том, что всё невмоготу. «Да, очень трудно. Но меня это устраивает. Я так решил». При этом, вам будет несколько легче уже от осознания того, что вы наконец-то волевым решением отбросили колебания. И коллеги вокруг начнут собираться с оптимистическими разговорами. И ежедневные тяготы станут преодолимыми препятствиями.
Если же вы приняли решение уйти, тогда путь ваш будет не менее интересным. Так же придёт самоуважение за то, что решились на перемены к лучшему. Это вовсе не значит, что нужно немедленно писать заявление об увольнении. Начать удобнее с того, что определиться с мечтой о будущем. В настоящее время вы точно знаете то, что не устраивает. А чего хочется? Определитесь. И не в общих фразах («жить хорошо», «получать достойную зарплату», «иметь уважение коллег»), а вполне конкретно. Нарисуйте для себя мысленно самый подробный автопортрет «Я через год (3, 5 лет)». Как вы выглядите? Чем именно занимаетесь? Сколько работаете? Как это вознаграждается? Какие именно у вас отношения в новом коллективе? Каковы у вас взаимоотношения с руководством? Видите чёткую, подробную картину? Необходимо определиться (перечислить) с вашими самыми важными деловыми качествами. Вот теперь вы можете в разговоре с друзьями и знакомыми ясно заявить: мне нужно такая-то работа с таким-то графиком при такой-то зарплате в таком-то районе. И нужный вариант найдётся. К тому же сам поиск разнообразит вашу жизнь.
В любом случае, сделав собственный выбор, вы измените свою жизнь. Как именно – решать вам.
Настроение в рамке
«Вы только посмотрите на эту картину. Жуть берёт! Как вы думаете: какие же чувства хотел передать нам художник?». С такими словами обратился ко мне один из посетителей выставочного зала. Он и не подозревал, что задаёт вопрос приверженцу проективной психологии, учитывающему при диагностике и использующему при коррекционной работе форму, цвет и местоположение образа. Но лучше обо всём по порядку.
Вначале отвечу на поставленный случайным спутником вопрос. Что хотел выразить в своей картине художник – ведомо только ему самому. Ибо ни один творец не добился абсолютного воплощения своего замысла. А вот то, что он посчитал законченным произведением, мы как раз можем теперь лицезреть. И не только пассивно наблюдать, но и подвергаться непосредственному воздействию каждой картины. Не верите? Считаете что этикетки, эмблемы и рекламные плакаты ведущих торговых марок случайно придумывают куртуазные дизайнеры? Или всё же специалисты по визуальному воздействию? Но оставим рыночные технологии предпринимателям. Поговорим о потребителях. В данном случае – созерцателях.
Немного истории. Сотрудники одного столичного института офтальмологии, ещё в конце прошлого века создали прибор для стимуляции всего организма (от общего настроения и тонуса до отдельных органов и систем) посредством воздействия лучами разного цвета на зрительные нервы. Это направление и поныне успешно разрабатывается учёными различных исследовательских институтов. И приборы нового поколения выпускаются. Но речь не об этом. В тех пластиковых очках с цветными лампочками (ещё не светодиодами) кратковременного воздействия на глаз было достаточно для возбуждения или замедления работы органов и систем нашего организма. А теперь представим… даже не подлинник, а репродукцию или постер, который постоянно находится у вас перед глазами дома или на работе. Вы о нём не задумываетесь, внимания на него (казалось бы) не обращаете. А он на вас действует. Постоянно и разнопланово.
Одно дело, если вы сами его выбрали. Притом потому, что именно на нём ваш глаз «отдыхает». То есть интуитивно уравновесили свои качества с воздействием цвета, формы, композиции. О содержании уже не будем говорить. Если вам от этого созерцания становится комфортно – это удача. Но возможны и совсем другие варианты. Картину подарили, она понравилась кому-то из домочадцев, исполнилась мечта обзавестись антиквариатом, стало модным украшать стены необычными изображениями, приходится постоянно видеть корпоративную эмблему на футболке, записной книжке, авторучке, календаре – вот только несколько поводов, по которым у вас перед глазами может прочно обосноваться «некомфортное» изображение. И что с того? Давайте поразмышляем об этом.
Присутствие этой картинки может поддерживать в вас постоянное возбуждение, решительность действий. Это удачно, если вы сами ощущаете нерешительность и потребность во внешнем стимуле. А если вы и без того по характеру «боец»? Не приведёт ли это к перевозбуждению и конфликтности? Другой пример: изображение «предлагает» воздержаться от активности, вселяет сомнения в перспективе, а то и создаёт ощущение скрытой угрозы окружающего мира, призывает смириться с тяготами, вносит пессимистический настрой на происходящее. Если уже имеется склонность к меланхолии, депрессии – эти проблемы могут усугубляться. Поэтому мало приобрести картину или плакат – важно определить им нужное место. Чем здесь руководствоваться?
В каждом помещении есть место для бурной и решительной деятельности и место для восстановления сил, для оживлённого общения и умиротворяющего времяпрепровождения. Это правило баланса энергии одинаково применимо для большой квартиры и небольшого офиса. Соответственно и оформление этих функциональных зон предусматривает различное графическое решение. Основные закономерности в самых общих чертах таковы. По цвету: чем ближе к ярко красному – тем более ощущение решительности и торжества, чем ближе к закатным сумеркам – тем больше расположенность к спокойному размышлению. По форме: чем острее углы изображённого предмета – тем больше чувство агрессии, чем ближе к округлой форме – тем более выражено дружелюбие. По расположению: чем более явно направление линий и расположение наиболее ярких и значимых объектов по восходящей кривой – тем оптимистичнее общее впечатление. Повторюсь: это самые общие характеристики. Но уже на основании их о размещении в спальне (месте отдыха и восстановления сил) батального полотна с преобладанием грязно-кровавых оттенков и остроконечного оружия стоит сильно задуматься. И, извините за интимные подробности, пугающий плакат «курение – это смерть» в уборной может спровоцировать спастический запор.
Но вспомним тот факт, что всё в этом мире подвержено переменам. В том числе и наши потребности во внешней стимуляции. В том числе – зрительной. Был период активных действий – и требовалось перед глазами изображение, прямо и косвенно зовущее на подвиг, мобилизующее все силы. Скажем ему спасибо: оно своё дело сделало. Теперь настал черёд расслабиться, восстановить силы, выспаться спокойно – значит пришла пора иного изображения. Такого, чтобы образами, гаммой и формами убаюкивающее, уравновешивающее, тормозящее мозг и сердце, перевозбуждённые за время трудовых авралов. Генеральный стиль вашего офиса этого не предусматривает? Но ведь можно поставить на своё рабочее место (где-то перед глазами) открытку, семейное фото, какой-то сувенир, выполняющий «нужную» функцию. И менять их по своей личной потребности.
Принимать или отмахнуться от этой темы – ваше право. И всё же, выбирая украшение для комнаты или рабочего места, художественный календарь, обои, мебель, одежду (особенно в отношении длинных рукавов, которые всегда перед глазами), остановитесь и прочувствуйте: приятно ли вам на это смотреть?
Окружающее пространство
После публикации ряда моих статей о взаимовлиянии психологического состояния и рисунков («Настроение в рамке», «В тёмных тонах», «Восприятие изображения») пришли множество отзывов. В некоторых из них читатели интересовались: можно как-либо определить подобное влияние домашнего интерьера на настроение и самочувствие? Давайте же обсудим эту тему.
Представьте: вы входите в незнакомое помещение без определённой цели. Остановились, огляделись, прислушались к своим ощущениям. Вам здесь уютно? Чем бы вы предпочли заняться в этом конкретном месте. Вести дружескую беседу или деловые переговоры? Работать или отдыхать? Эта обстановка вас взбадривает или расслабляет? Вот это и есть влияние окружающего пространства.
О значении влияния окружающей среды на самочувствие человека говорили и Гиппократ, и Парацельс. Ибо обстановка, в которой мы находимся, располагает к определённым действиям (или бездействиям), определённому отношению к себе и окружающим. Всё это сказывается на здоровье, как физическом, так и психологическом. Классический пример из повседневной жизни: в доме заболевшего корью ребёнка на окно вешается красная занавеска «чтобы болезнь быстрее выходила». Одни скажут – дремучее суеверие, другие найдут элементы светолечения.
В современном мире есть особая отрасль, помогающая сориентироваться в нюансах влияния на чувства человека окружающего пространства. Это – психодизайн. Объединение усилий дизайнеров и психологов, занимающихся проблемами эмоционально-образного восприятия, позволяет оформлять конкретное помещение под душевные потребности клиента либо желаемые чувства посетителей.
Для данных целей психолог выявляет предпочитаемые и отвергаемые цвета и формы, потребность во внешних стимулах, конкретизирует осознанные и подсознательные ожидание эмоциональной обстановки в помещении. Затем происходит обсуждение предполагаемого дизайнерского решения, обсуждается детали интерьера, видимые из наиболее важных мест: то, что длительно будет перед глазами (следовательно: больше воздействовать). При этом происходит согласование двух точек зрения разных специалистов. Применительно к полученным данным и предъявленным пожеланиям вносятся изменения и дополнения в дизайнерский проект. После чего это обсуждается с клиентом.
Кто-то спросит: разве это нельзя просто всё оговорить? Это, безусловно, всегда делается. Но клиент далеко не всегда задумывается о своих ощущениях в предполагаемом интерьере. Производимое впечатление и личный комфорт не всегда мирно уживаются. Да и есть у людей скверная привычка: прятать «неудобные» чувства даже от самого себя. Почему скверная? Дело в том, что отсроченное, задавленное чувство никуда не девается. Напротив: копится в подсознании. К тому же, исподволь появляется страх обнажить тайники собственной души. А там то, в чём не хочется признаваться даже самому себе. Так порою пустячок, суеверие обрастает тревогой или раздражительностью настолько, что мешает ощутить повседневные радости. Снизить вероятность подобных ситуаций как раз и призван психодизайн.
Но свобода выбора остаётся за клиентом. Кто-то отмахнётся, расценив это как непозволительную роскошь: мне и так сойдёт. Кто-то скажет, стукнув кулаком по столу: будет только так. А кто-то ухватится за возможность создать для себя такой уголок, где и стены помогают.
Что же в состоянии сделать сам клиент? Остановиться, всмотреться, прислушаться к своим ощущениям. Нет тревоги, напряжённости, давящего чувства? Здесь вам приятно уютно, радостно? Вот и хорошо.
ЧЁРНАЯ ПОЛОСА
«У меня в последнее время в жизни всё не ладится. На работе – кризис. В доме всё ломается. В личной жизни – разрыв. Есть ли выход из этой чёрной полосы?». Хороший вопрос. И, увы, не редкий. Но, что еще более тревожно, он таит в себе почву для прочих безрадостных (возможно, опасных) мыслей. Так давайте разбираться в предложенной теме: чёрная полоса.
Для начала, давайте уясним, что описанная проблема состоит из двух половинок: объективной и субъективной. С первой составляющей, вроде бы, всё понятно. Совершенно объективно «на работе кризис», денег не хватает, перспективы не ясны. Так же вполне конкретно «всё ломается», перегорает, требует замены, создавая неудобства в ежедневном быту. И «разрыв» с любимым человеком – это факт. Такова ситуация на сегодняшний день.
А где же вторая половинка? Она в самовосприятии в этой ситуации: «в жизни всё не ладится». Но ведь подобно восприятие – закономерный финал для произошедших событий. Конечно же. Всё логично. А если логику отбросить? Может это не финал, а начало, исток личной трагедии? Не создаём ли мы своим страхом сперва образ наваливающихся на нас напастей, затем с ужасом пожиная его воплощение? Не верите? Давайте проведём маленький эксперимент.
Вы лично любите кислое? Представьте себе на минутку тарелку с нарезанным лимоном. Представьте тонкие дольки без сахара, ярко жёлтые полоски корочки, запах цитрусовых, лимонный сок, просочившийся на тарелку при нарезании. Теперь вообразите, что вы берёте один кусочек и подносите ко рту. Ощутите упругую, чуть влажную и липкую от сока корочку, сжимаемую пальцами, а так же усилившийся аромат цедры. Вы приоткрываете рот, кладёте ломтик на язык и придавливаете к нёбу. Прочувствуйте, как лимонный сок растекается во рту, как язык кричит «Кисло! Кисло!»… Теперь сглотните слюну, выделившуюся для смывания воображаемого лимонного сока. Лимон у вас сейчас был субъективный, придуманный. А вот слюна (возможно и мимика) – вполне реальные, подтверждаемые лабораторными тестами и свидетельствами очевидцев.
Примерно таким же образом действуют любые образы, закрепляемые в нашем сознании. Как закрепляемые? Нашими же чувствами. Из всего многообразия окружающего мира вы остановитесь на том, что вам не безразлично, что вас задевает, трогает, пугает, умиляет. Представьте: вы перед телевизором переключаете каналы. Просто знакомитесь с набором передач на этот час. Эта программа не интересная. Эта – то же. И эта. Эта – забавная, возможно стоит к ней вернуться. А эта – трогательная. А вот эта вас просто бесит! Ни в коем случае больше к этому каналу не возвращаться! Эта передача скучная. Вот эта – страшная, пугающая («а вдруг со мной произойдёт что-то подобное»). Её я так же не буду дольше смотреть. Теперь программа передач уточнена – пора выбирать. При этом одни скажут «вот ту – самую желанную!», а другие «что-нибудь, только не те неприятные». Как говориться: осадочек остался. И чем больше в характере доля мнительности, чем ярче воображение, чем бледнее созидательные желания человека, тем чаще с полок памяти извлекается «чёрный сценарий» – то, что пугает, обессиливает, вызывает жалость к самому себе.
Уже после постепенно из этих чувств возникают мысли. «Я – несчастный». «У меня ничего не выходит». «Жизнь слишком тяжела и несправедлива». «Меня никто не любит». Затем может возникнуть привычное отношение к миру, пессимистический стереотип поведения. «У меня всё равно ничего не выйдет». «Меня бросят». «Что-либо делать бессмысленно – ничего не получится». Человек, сконцентрировавшийся на таких мыслях, начинает пассивно наблюдать, как жизнь его терпит крах. Всё разваливается словно заброшенный хозяином дом. Даже попытки что-то исправить такой человек делает вовсе не ради улучшения, но для наглядного доказательства своей неудачливости. Он заранее убеждён: не получится. На этом и сосредоточен. Именно этому ищет подтверждение. Из возможных сценариев выбирает самый худший. Ему и следует. Его слова будут «я знал (я чувствовала), что так случиться». Зачем же было тратить силы и время на заведомое фиаско? Так проще оправдать собственную апатию, не любовь хоть к чему-то.
Что же делать в подобной ситуации? Глобально: отказаться от старого стереотипа и обрести активное желание чего-то достичь. А конкретнее? Попробуйте остановиться, взглянуть на себя, присмотреться повнимательнее. Да, буквально перед зеркалом. Это отражение – вы сегодняшний. Что бы вы сказали об этом человеке? Возможно, Жалкий, замученный, усталый, безрадостный. Это заметно по взгляду, мимике, осанке, общему тонусу. Вам этот образ нравится? Вы хотели бы общаться с таким человеком? Или его общество тяготит? Хочется его любить? Или только пожалеть и подать милостыню? А чего недостаёт этому образу? Радости, уверенности в себе, поддержки окружающих? Вспомните в жизни эпизод, когда вы чувствовали всё это, когда были искренно счастливы. Что в тот момент делали. Какая была обстановка вокруг. Какой запах, вкус, цвет окружающих предметов, растений, блюд. Вспомните вибрирующее от восторга ощущение счастья. Теперь снова взгляните в зеркало. Что изменилось? Это изображение приятнее? Запомните его хорошенько. Скажите себе: «Я очень хочу снова стать таким. Раньше я себя только жалел, а теперь я себя люблю! Такого меня, конечно же, будут приветливо встречать повсюду. Я буду использовать каждый повод, чтобы стать ещё лучше».
Теперь ищем новую, светлую цель. Новую работу. Новую бытовую технику. Нового любимого человека. Произошедший личный кризис лишь убрал из вашей жизни всё случайное, не надёжное, свойственное прежнему вашему образу. Подумайте: действительно ли это всё вам будет нужно сейчас? А что необходимо из того, чего раньше не было? Сделайте первый реальный шаг, наглядно подтверждающий изменения к лучшему. Это может быть покупка, причёска, поездка, новое знакомство, встреча со старыми друзьями или родственниками из «счастливой поры». Это путь проб и ошибок, но он ведёт от прежней вашей жизни к новой. И выбор, как всегда, остаётся за вами.
Сказки для взрослых
Возможно, прочтя этот заголовок, некоторые хмыкнут. Но, нет. Я хочу рассказать вам не о фривольном поведении, а о возможностях сказок в среде современного делового сообщества.
Чем же могут помочь некие волшебные истории служащим, предпринимателям, менеджерам, руководителям? Если в рамках занятия на время стать персонажем сказки, то появляется уникальная возможность вместе с разными героями пройти типичные жизненные ситуации. Побыть господином и слугой, купцом и батраком. Не ознакомиться с "кратким содержанием", а буквально прожить присущие персонажам ситуации. Это даст возможность в реальной жизни научиться оценивать ситуации с разных точек зрения (начальника и подчинённого, новатора и исполнителя, продавца и покупателя). И – главное – перестать путать жизненные роли и функции.
Да и сами трудные жизненные ситуации лучше пройти в сказке. Пережить состояние Дороги, ситуацию Предательства, ощутить последствия Бездумного потребления, приобрести навык Твёрдого решения. Именно этот чувственно подкреплённый навык останется в копилке жизненного опыта. При этом жизни, благополучию и здоровью ничто угрожать не будет. Всё, кроме опыта, останется в сказке.
Хотя не всё так просто. Чтобы работа со сказками принесла эффект, необходимо соблюдать одно условие: играть от души, погрузиться в жизнь персонажа. Так как это делает ребёнок, устраивая на диване поединок двух солдатиков из пластмассы либо двух кукол, встретившихся за чаем. Но на занятии с нами общается не управляемая нами игрушка, а самостоятельный персонаж, видящий проблему в ином свете, действующий в разрез с нашими планами. Вот тогда, опираясь на детское состояние (активность, непосредственность и обучаемость) человек принимает новый опыт, отрабатываются новые способы общения, а порою – осознаёт свои ошибки.
Чем же это отличается от детской игры? Сказочником. Человеком, знающим и человеческие сомнения, и сказочные законы. Он помогает войти в сказку и своевременно покинуть её, сопровождает вас на сказочных дорожках, помогает прочувствовать и сохранить сказочный опыт.
При этом каждый сам решает, что принять «для практического применения», а от чего сторониться.